Приднестровье в середине зимы – без газа, без отопления, без горячей воды, а теперь и веерные отключения электроэнергии начались: система не справляется с перегрузками. Энергокризис, напомним, здесь грянул 1 января, когда Украина перекрыла транзит российского газа, а Газпром, со своей стороны, остановил поставки в адрес АО «Молдовагаз» из-за неуплаты долга.
Население Приднестровья, которое за 34 года существования республики испытало разное, относится к трудностям стоически. Но люди все чаще задают вопрос: что будет после того, как закончится небольшой резерв газа, который пока еще подают в многоэтажки, и запасы угля на ГРЭС? Внятных ответов пока нет.
Власти Приднестровья, имеющие опыт работы в кризисных условиях (были всевозможные блокады, да и в пандемию отработали слаженно), и сегодня оперативно реагируют на ситуацию. На электросетях устраняют аварии, по вопросам ЧП организована горячая линия, нуждающимся привозят дрова. Гражданам дают, безусловно, ценную информацию о правилах экономии электроэнергии в быту, о местонахождении пунктов обогрева и даже о сборе валежника в лесу.
Однако о перспективах пережить эту зиму конкретно ничего не говорится. Кишинев, кстати, с кризисом пока в целом справляется, закупая в Румынии задорого электроэнергию взамен той, что до отключения газа шла с левого берега Днестра.
В Приднестровье крайне мало экспертных комментариев на тему газового кризиса и путей его разрешения. Разве что политолог Андрей Сафонов об этом пишет. В одном из свежих постов в своем блоге он высказал идею о том, что ПМР должна иметь прямые отношения с Россией без посредников, в том числе в газовой сфере, где работа через АО «Молдовагаз» по обеспечению газом ПМР себя исчерпала. Сегодня технически газ можно доставить в ПМР по Трансбалканскому коридору, но Тираспольтрансгаз, являясь частью Молдовагаза, не может самостоятельно закупать газ на внешних рынках.
«Наша формула: прямые поставки из России – неважно, по какой трубе. Расчеты – наша с Москвой проблема, которая никого не касается. Что такое сегодня Молдовагаз? Своих месторождений и мощностей по производству электроэнергии у него нет. Газ дает Россия. Кишинев – ничего. Покупка газа на румынских и европейских биржах «по рыночным ценам» нам неинтересна. Просто не мешайте нам работать с Россией, а ограбить нас и завладеть нашими заводами (или остановить их под предлогом «отсутствия ресурсов для помощи крупным предприятиям») мы не дадим», – рассуждает Сафонов.
Подписчики спросили, как осуществить эту схему при отсутствии общих границ у ПМР и РФ, какова будет цена вопроса для конечных потребителей, что вообще предпринимается для решения проблемы. Политолог ответил:
«Детали можно опустить, чтобы наши «друзья» не попытались нам нагадить. А стратегия понятна: восстановление подачи российского газа».
Есть, видимо, все же наработки с Москвой. И надежда только на нее. Молдова давно уже объявила, что не хочет дешевого российского газа и что энергетическая независимость от РФ ей важнее. Кремль, конечно, прекрасно знает об энергокризисе, по российским федеральным каналам показывают стынущие приднестровские города и села.
А когда кризис будет преодолен, Приднестровью, расположенному между Молдовой и Украиной и живущему словно на пороховой бочке, надо будет серьезно подумать о реальной энергобезопасности. Например, позаботиться о горизонтах планирования, строительстве газовых хранилищ, закупке альтернативных видов топлива и т.д.
ПМР практически полностью газифицирована (с 1 января от газоснабжения отключили 72 тысячи частных домовладений и 150 котельных), и газификация – это действительно большое достижение, но обстановка заставляет приднестровцев в любой момент быть готовыми к переходу на запасные рельсы.
Автор: Антон Соколов
Свежие комментарии